Докладывал законопроект в третьем чтении член комитета по транспорту и строительству Виктор Дерябкин. «Законопроект направлен на выполнение Указа Президента № 204 о национальных целях и стратегических задачах по развитию страны до 2024-го года в части увеличения экспорта отечественной продукции. Принятие законопроекта позволит инвесторам и правительству создать и построить в морских портах необходимые мощности по хранению и перевалке агрохимикатов и переключить грузопотоки в объёме до 4 млн. грузов с портов Прибалтики на порты России. Закон разрешает хранение агрохимикатов в границах прибрежных защитных полос в специализированных хранилищах, введенных в эксплуатацию до 1 января 2013-го года, и расположенных на территориях морских портов, при условии оборудования таких хранилищ сооружениями и системами, предотвращающими загрязнение водных объектов», - сообщил Виктор Дерябкин. В ходе обсуждения звучали аргументы противников и сторонников законопроекта.
«Жители города Туапсе, а также и других городов знают, когда подобные терминалы находятся на их территории, они возмущены, они требуют сберечь их здоровье и природу, флору и фауну, однако к их мнению вряд ли кто прислушивается. Кроме этого, законопроектом в предлагаемой редакции части 16 ст. 65 Водного кодекса вместо ограничительных мер, которые были поддержаны в июле месяце, теперь устанавливается режим наибольшего благоприятствования строительству специализированных хранилищ агрохимикатов в водоохранных зонах, теперь всего в 50-ти метрах от береговой линии, а не в 500, как это было разумно установлено. А это значит – яды, в которые превращаются удобрения при длительном хранении, могут попасть в реки и моря, принося непоправимый ущерб.
Попустительство частным компаниям приводит к экологическим и техногенным катастрофам подобным разливу топлива в Норильске», - сообщила в своём выступлении от фракции КПРФ депутат Ольга Алимова. Фракция КПРФ голосовала против законопроекта во всех трёх чтениях.
От фракции «Единая Россия» депутат Андрей Каличенко подчеркнул, что принятие данного законопроекта крайне важно для реализации национального проекта по экспорту и поставленных Президентом задач по развитию отечественной портовой инфраструктуры. Но нельзя забывать об экологии и безопасности. «На площадке профильного комитета совместно с Правительством, депутатами, экспертами и при поддержке Правового управления президента мы предусмотрели все экологические нормы защиты и необходимые меры для хранения и перевалки минеральных удобрений», - заверил депутатов Андрей Каличенко. Единороссы поддержали законопроект.
Заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» Валерий Гартунг был категоричен: «Подвергать экологической опасности наши припортовые зоны мы не должны и не можем. У нас уже есть несколько экологических катастроф в прибрежных зонах, причины которых мы установить не можем. И создавать ещё одну точку возникновения таких потенциальных опасностей мы не должны», - заключил Справросс.
Затем обсуждение продолжилось диалогом Председателя Госдумы Вячеслава Володина и председателя профильного комитета по транспорту и строительству Евгения Москвичева о портах Прибалтики, которые работают на отгрузку удобрений. По словам Евгения Москвичёва, 5,5 млн тонн таких грузов идут из портов Прибалтики, и эти порты находятся в городской черте. С принятием данного закона 26-30% фрахта Россия сможет забрать на свои порты, которые почти на 45-50% в некоторых местах не загружены. Грузы пойдут с Усть-Луги, с Калининградской области. Речь идёт исключительно о морских портах. Законопроект речных портов не касается. Объекты, о которых идёт речь в законопроекте должны соответствовать экологическим нормам, которые были прописаны в 2019-м году. Поэтому проблем, о которых говорят оппоненты, быть не должно. От принятого законопроекта проиграют прибалтийские порты и те российские бизнесмены, которые в них вложились, и выиграет бюджет и экономика России -11 субъектов, не менее 10 млрд. долларов ежегодно. «Давайте говорить об интересах нашей страны. Нынешним решением мы пополняем не только бюджет, мы создаём рабочие места, мы развиваем экономику. Но и, самое главное, мы прекращаем кормить тех, кто плюёт в нашу сторону, кто делает гадости нам. И они это должны знать, что потеряют эти миллиарды после решения, принятого сегодня Госдумой, депутатами от имени народа», - заключил Вячеслав Володин. В результате из 339-ти голосовавших за законопроект проголосовали 292 депутата, против 40, воздержалось 7. Не голосовало 111. Законопроект приняли.
По ведению от фракции ЛДПР выступил депутат Сергей Иванов. Он акцентировал внимание зала, что ущерб от взрыва подобных удобрений на территории порта в Бейруте оценивается в 18 млрд. долларов. «Поэтому, необходимо обратить особое внимание на соблюдение экологического законодательства, в части хранения веществ, которые могут привести к таким проблемам. Мы понимаем, что происходит в Бейруте. Но, если на протяжении десятилетий мы отдавали часть экономики, для того, чтобы она приносила прибыль прибалтийским странам, нужно задуматься, в интересах кого это и доколе это будет. Вот сейчас вы решение приняли», - резюмировал обсуждение спикер Госдумы Вячеслав Володин.
В России имеются все необходимые технологии для обеспечения экологически безопасной перевалки агрохимпродукции. Об этом Морским Вестям России рассказали в научно-производственном объединении СТРИМ. Современные технологии по укреплению грунтов с применением российских модификаторов позволяют многократно повысить надежность сооружений в портовых зонах. Использование модификаторов свойств грунта АКРОПОЛ ГС позволяет многократно снизить их проницаемость для воды и водных растворов. Данная технология рекомендована Академией гражданской защиты МЧС РФ. Высокая надёжность данной технологии подтверждена исследованиями, проводимыми на территории России и Казахстана. Исследования показывают существенное превосходство использования данных модификаторов по сравнению с традиционной цементацией. Применение технологии укрепления грунтов для сооружений/складов не позволят проникнуть образовавшимся растворам в акваторию.
«Мы располагаем эффективными решениями по сохранению устойчивости и продлению срока службы металлических и бетонных конструкций при воздействии агрессивных сред. Антикоррозионные покрытия ПОЛАК® применяются для защиты систем охлаждения атомных реакторов в России, Казахстане, Белоруссии, Индии, Бангладеш. Их используют для защиты резервуарного парка, технологического оборудования от воздействия нефти, нефтепродуктов, концентрированных химикатов, морской и сточных вод. Однократное применение данных материалов позволяет защитить конструкции на срок до 50-ти лет. Немаловажным является использование в строительстве современных высокотехнологичных конструкционных материалов. Составы РЕМСТРИМ® обладают высочайшими техническими характеристиками, позволяющими применять и эксплуатировать их во всех климатических зонах, при постоянном или переменном воздействии морской или пресной воды. Эффективность и надежность данных материалов высоко оценена как в России, так и за рубежом. В частности, материалы применялись для реконструкции тоннеля им. Сталина в г. Владивосток в 2016-2018 гг. И в ноябре 2019-го года «Мосметрострой» получил главную премию ITA (Международная тоннельная ассоциация) в г. Лос-Анжелес (США) за реконструкцию данного объекта», - прокомментировал эксперт Центра стратегических оценок и прогнозов, генеральный директор НПО СТРИМ Андрей Глухов.
«Отечественные разработчики располагают апробированными инновационными технологиями для различных составляющих контура экологической безопасности портовой перевалки агрохимикатов – от комплексного экомониторинга терминалов и акватории до средств профилактики выбросов, разливов и оперативной ликвидации их последствий. Поэтому, главным вопросом остается как усовершенствовать регулирование отрасли, чтобы исключить риск недобросовестного исполнения новых экологических требований на самих терминалах на всех стадиях их модернизации под новые нормативы – от проектирования до строительства и последующей эксплуатации», - считает координатор проекта «Морская политика» Центра стратегических оценок и прогнозов, член экспертного совета по транспорту при комитете Госдумы по транспорту и строительству Анна Горнова.